ENG

30.12.2014

Необходимо говорить о потенциале отрасли и возможности его реализации

19 декабря 2014 года  в Торгово-промышленной палате РФ состоялась XIII Всероссийская Конференция «Индустрия безопасности России. Перспективы. Тенденции. Проблемы».

В рамках Конференции проводилось четыре секционных заседания. В работе  секции  «Охранная и детективная деятельность» принял участие Александр Юрьевич Фролов, председатель Гильдии негосударственных структур безопасности Торгово-промышленной палаты города Москвы, член Общественной палаты города Москвы. Об основных вопросах, обсуждаемых в ходе Конференции, результатах работы и перспективах развития негосударственной сферы безопасности, рассказал Александр Юрьевич.

Предваряя работу секции, ее модератор, Галочкин Д.Е., заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности определил перспективные приоритеты отрасли негосударственных структур безопасности: общественно-государственное и государственно-частное партнерство, общественный контроль, развитие институтов компетенций и квалификаций, деловой репутации, совершенствование законодательной базы в сфере НСБ – направления, существование и развитие которых говорит о том, что отрасль выступает, как один из элементов, системы безопасности.

На Ваш взгляд, Александр Юрьевич,  насколько НСБ  готова выступать как самостоятельный субъект системы безопасности?

Фролов А.Ю.:  С этой позиции, на мой взгляд, необходимо говорить о потенциале отрасли и возможности его реализации. Сегодня у охранного сообщества накоплен огромный, разнообразный опыт, имеющий в основе своей базовые ресурсы – физические, технические, кинологические, при этом, постоянно оптимизируются охранные процессы, совершенствуются технические средства охраны. Отрасль не стоит на месте, рынок диктует свои условия – услуга  безопасности, прежде всего, должна быть профессиональной, а в современных реалиях, и высокотехнологичной. Но государство, к сожалению, не рассматривает негосударственную сферу безопасности, как равноправный элемент системы безопасности наряду с ОВД. У охранных предприятий – явный  недостаток полномочий, а такая ущербная позиция НСБ дает основание считать, что отрасль всего лишь условно включена  в систему безопасности страны. В Казахстане, например, в едином правовом поле, осуществляют свои полномочия, как государственные правоохранительные органы, так и негосударственные охранные структуры. Такое же не разделение наблюдается в стандарте обучения сотрудников структур охранной отрасли и сотрудников ОВД. Об этом говорили наши коллеги, в процессе обмена опытом, на международной конференции «Состояние и перспективы развития охранной деятельности. Опыт и практика работы», проходившей в октябре этого года в г. Алматы Республики Казахстан.

Нам в этом «похвастать» нечем: до сих пор наблюдается отношение, которое сложилось еще на начальной стадии формирования охранной отрасли: сотрудник охраны воспринимается как сторож, присматривающий за имуществом, а не как профессиональный специалист, обеспечивающий безопасность клиента. О решении именно такой задачи шла речь на Конференции в ТПП РФ, а развитие институтов компетенций и квалификаций, деловой репутации, совершенствование законодательной базы в сфере НСБ, соответственно является неотъемлемой частью развития отрасли и условием реального включения в систему безопасности страны. Во многих профессиональных сферах, по моему,  сегодня наблюдается тенденция создания дополнительных сущностей – отраслевых подразделений безопасности (например, в транспортной отрасли, конкретно в Московском метрополитене). Зачем изобретать еще множество велосипедов, если  есть сформированная структура, готовая исполнять необходимые функции?  Здесь вопрос остается только в повышении квалификации сотрудников охраны, организации процесса приобретения необходимых знаний для осуществления дополнительных полномочий. Об этом также шла речь на Конференции.  Консолидируя общие усилия, лидеры НСБ пытаются решить эту основополагающую задачу, но без изменения позиций и взглядов на отрасль, прежде всего, со стороны МВД, сделать это трудно. Поэтому, выступление заместителя начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД РФ Л.В. Веденова, обратившегося к участникам Конференции с приветственным словом, внушает оптимизм. Перед государством, считает Л.В. Веденов, стоят новые задачи пересмотра направленности деятельности частных охранных предприятий из рамок оказания содействия государственным структурам в правоохранительной деятельности, в рамки эффективного и полноценного использования потенциала негосударственных структур безопасности в других форматах. Такое мнение руководителя ведомства долгожданный результат для нас, ведь отсутствие правового поля, в рамках которого возможно существование какой-либо отраслевой системы, не позволяет частным услугам безопасности быть встроенным в структуру безопасности наряду с другими ее субъектами. А это управленческая ошибка, которую необходимо исправить и чем быстрее это произойдет, тем эффективнее пройдет процесс консолидации охранного сообщества, его трансформирование в профессиональную отраслевую сферу.

Но помимо исправления управленческой ошибки со стороны должностных лиц, необходимо проводить системную работу по формированию и совершенствованию самой отрасли НСБ. Кто конкретно будет это делать? Например, по мнению Тужилкина Ю. В., председателя Подкомитета по оказанию содействия в развитии НСБ Комитета ТПП по безопасности предпринимательской деятельности, в отрасли нет руководителей, которые бы эффективно осуществляли управленческую функцию, имеющую в своей основе планирование, реализацию и контроль выполненных задач.

Фролов А.Ю.: Да, с этим можно согласиться. Но, возможно, в отрасли и не будет единого лидера, руководящего состава. Самое главное, на мой взгляд, сместить сегодняшние не совсем грамотные, с позиций управления, приоритеты. Как видим, процессы консолидации, диалоговые площадки проходят сегодня в большинстве своем  на базе Общественной палаты РФ. Но у Палаты несколько иная приоритетная задача, чем стоит сегодня перед НСБ, и она связана, прежде всего, с осуществлением функций общественного контроля и экспертизы. А включение отрасли НСБ в систему безопасности страны – это, все же, более управленческая задача. А защиту отраслевых интересов (в том числе, и экономических), их лоббирование на уровне государственной власти, осуществляет другой гражданский институт – Торгово-промышленная палата. Именно  ТПП должна сопровождать все процессы, проходящие сегодня в негосударственной сфере безопасности. Конечно, лидеры отрасли должны обозначить свое присутствие в различных общественных  организациях и государственных властных структурах, но центром процесса объединения и развития отрасли должен быть институт торгово-промышленной палаты.

В связи с такой позицией, возможно, говорить об иных перспективных направлениях консолидации охранного сообщества, чем было обозначено в рамках Конференции – механизмы саморегулируемой организации.  Не так ли?

Фролов А.Ю.:  Инструменты СРО, конечно же, важны и необходимы, но, на мой взгляд, механизмы саморегулирования могут функционировать внутри самой отрасли. Повторю еще раз, именно площадка торгово-промышленной палаты должна стать единым центром консолидации отрасли, где вырабатываются базовые решения и подходы, защищаются интересы, решаются спорные вопросы. Перспективное направление объединения охранного сообщества – лоббирование интересов отрасли при помощи ТПП.

Шестаков В.И., член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности в своем выступлении оценил существующие законодательные нормы, применяемые в охранной деятельности, как исчерпавшие функциональный потенциал и тормозящие  развитие отрасли, а также согласился с Вашей позицией о том,  что в сфере НСБ нет базового нормативного документа, а  претендующая на это «Концепция стратегии и развития негосударственной сферы безопасности до 2020 года»,  на сегодняшний день,  не имеет статуса законодательного проекта, не утверждена постановляющим документом, чтобы являться официальным нормативно-правовым регулятором.

Фролов А.Ю.:  Да, Концепция – это декларативный документ наших взглядов на НСБ, а речь должна идти о федеральном законе, который станет нормативно-правовым регулятором в стратегическом планировании развития отрасли. Здесь вновь вопрос – какой орган власти должен разработать такой акт?  МВД, как я уже говорил, не будет этого делать. СРО – тоже не та организация, которая  в силу своих полномочий осуществила бы эту функцию. Вновь упираемся в то, что у отрасли отсутствует регулятор на уровне государства. Алгоритм может быть таков: на площадке ТПП консолидировать наши усилия, систематизировать взгляды и позиции – все это представить на рассмотрение Президента РФ  с целью формирования государственного нормативного  регулятора: либо Федерального закона, либо Указа, либо Концепции, который позволит выработать дорожную карту формирования и стратегического развития отрасли с конкретными целями и задачами по их исполнению. Это тоже не новый «велосипед», а традиционный подход с позиций государственных полномочий. Наши Конференции на сегодняшнем этапе должны носить уже не дискуссионный, а научно-практический характер, представляющий экспертные оценки, научные мнения, юридические заключения и т.д.,  дающие основания разрабатывать проекты  отраслевых нормативно-законодательных документов с их дальнейшим официальным закреплением на федеральном уровне.  Если нам удастся осуществить решение этих задач, негосударственная сфера безопасности станет равноправным субъектом системы безопасности страны, наряду с другими субъектами осуществляющая полномочия по  обеспечению национальной безопасности.

Возврат к списку

Обратный звонок